С любимыми не расставайтесь…
11.07.2011, 21:21
При невеликом росточке Марии Иннокентьевны супруг её Василий Николаевич с явной военной выправкой и в свои 80 лет выглядит высоким, стройным, подтянутым. Это не комплимент, так есть. 55 лет прошли они по жизни вместе. Я не стала спрашивать, кто при этом был в семье главным, чьё слово становилось решающим. С первых минут общения стало ясно, что шутка, юмор, игра слов были для них всегда и остаются по сей день повседневными помощниками.
И припомнилось мне, как на самом первом праздновании Дня пожилого человека перед сельскими тружениками в большом торжественном зале Василий Николаевич, председатель районного совета ветеранов, искренне и светло обратился к участникам встречи: "Дорогая моя молодёжь! Золотая моя молодёжь!.."
Ни о каком пожилом возрасте своих земляков этот человек не желал в тот момент помнить и говорить. Для него все сидящие в зале были по-прежнему молодые, любящие и любимые, готовые горы свернуть и тем самым счастливые.
- В 1954 году я пришёл с военной службы во Владивостоке, в военно-морском флоте. Закончил службу, сдав экстерном экзамены на офицера запаса, и приехал в Ужур, где я родился. Была мечта поехать учиться в высшее военное заведение, но когда я пришёл в райком комсомола вставать на учёт, меня сразу же приняли на работу инструктором райкома комсомола. Взяли во внимание, что на своём корабле я был секретарём комсомольской организации.
А моя будущая супруга заведовала отделом по делам пионерии и школьников.
- И не знала, что будет Вашей супругой… Как Вы впервые встретились, увидели друг друга? Помните?
- О, у нас был замечательный дружный коллектив, все знакомы, девчата кругом. А я-то ведь с флота пришёл!.. С кортиком!
- … Фуражка! Брюки клёш! – со смехом продолжает Мария Иннокентьевна. – Когда он первый раз появился у нас, конечно, девчонки всполошились: "Это кто? Это откуда?" Все тогда были ещё незамужние, было из кого выбирать.
Но судьба распорядилась по-своему. Мы часто выезжали с ним вместе по школам, он – инструктор, я – зав. отделом. Судьба. На лошадок садились и ехали, машин тогда не было для этого.
- Вот они-то уж, те лошадки, слышали все ваши разговоры и видели переглядки. А чем особенно привлёк Вас тогда этот человек?
- Молодой, симпатичный, общительный, любит пошутить. Всё происходило на глазах у коллектива, и в конце концов всё чаще мы стали слышать: а давайте мы их поженим?
В одно прекрасное время он приехал меня сватать. На тройке.
- Свадьба была позже, - пояснил Василий Николаевич. – А тут я приехал с матерью, братом, сестрой, мы обо всём договорились. И я сразу её забрал.
- На всякий случай? Чтобы никто другой уже не перехватил?
Гости наши смеются, вспоминая сегодня свою комсомольскую свадьбу.
Мария Иннокентьевна: То время для меня как какой-то неугасаемый в жизни свет. Пятого марта этого года исполнилось 55 лет, как мы вместе.
Василий Николаевич: Можно расходиться (смеётся).
Но, как оказалось, они в своей долгой счастливой семейной жизни даже на какое-то недолгое время старались не расставаться. "С любимыми не расставайтесь…" – приходят мне невольно на память стихи.
Василий Николаевич: У нас уже было двое детей, когда меня направили учиться в Новосибирск. Мы посоветовались и решили, что ехать надо, я работал тогда первым секретарём Ужурского горкома комсомола. Поехал, но не один. Мы отправились в Новосибирск всей семьёй. Мы старались не оставлять своих детей дедушкам-бабушкам, это только если в крайнем случае и ненадолго. Во время учёбы в семье к двум девочкам добавился третий ребёнок, сынок. В октябре ему исполнится 50 лет. А мне в августе – 80. Так что мы справляем дни рождения один за одним.
А вообще наша жизнь прошла в такой благоприятной обстановке, что теперь у нас нет ни одного выходного дня без детей, внуков, правнуков. Больше 20 человек собираются за столом. Я очень благодарен жене, что она при моей руководящей деятельности на службе всегда была нашим главным руководителем в семье.
Секретарь парткома в Учуме, второй секретарь Шарыповского райкома партии, я занимался вопросами сельского хозяйства и работал не по часам, особенно в уборочную пору. И ни разу не услышал от жены упрёка, не увидел недовольного взгляда. Семьёй занималась она. Ну, а глава есть глава.
- И каков окончательный урожай в семействе Гончаровых?
- Я называю это кланом Гончаровых. Две дочери и сын. Семь внуков. Пять правнуков. Самому младшему правнуку год и 2 месяца. А назвали в честь меня – Васькой!
- Часто вы с ними видитесь?
- Каждый день.
Профессии себе Мария Иннокентьевна избирала в зависимости от перемещения по службе своего супруга. В итоге своей самой главной профессией считает бухгалтерское дело. Ему отданы годы работы в Назаровском узле связи. Дочери переняли привязанность матери к точной науке бухгалтера и пошли по её стопам.
Не обошло девчат стороной и семейное счастье. Умело руководила кланом Гончаровых Мария Иннокентьевна. Все навыки, необходимые для благополучия в жизни, прививала дочерям с раннего детства, не дожидаясь прихода сватов.
- А самое главное, я всегда должна была знать, где и с кем они проводят своё время вне дома. И они делились со мной своим самым сокровенным.
Может, отсюда пошло, что все в нашей семье всегда интересуются жизнью друг друга, переживают друг за друга, всегда готовы прийти на помощь.
Считаю, что личный пример родителей – это прежде всего. Крупные разговоры у нас с мужем тоже случались, но мы никогда не позволяли их себе в присутствии детей.
- Где Ваши корни?
Василий Николаевич: Мои корни в Беларуссии. Родители приехали в 25-м году в Ужур к родственникам, остались здесь и закрепились в сибирской земле. Отец работал на железной дороге.
Детей в семье родилось трое, а я – самый меньший.
Мария Иннокентьевна: Я родом из Балахтинского района. Отец трудился простым рабочим, мама была домохозяйкой. Я у них единственная дочка.
- Что бы вы пожелали молодым для создания благополучных семей?
Василий Николаевич: Чтобы были в первую очередь любовь и уважение друг к другу. У каждого складываются свои мысли и представления о жизни. Надо уметь находить ту золотую середину, которая устроит обе стороны. Без доброго отношения друг к другу, к своим детям хорошей семьи не будет.
- Это трудно?
- Надо сказать, жизнь вообще трудна. Но самое главное, считаю, то, что наши дети не были обделены нашим вниманием, а теперь мы не обделены вниманием от них. Это дорогого стоит.
- Чем удивляют самые маленькие?
- Даше шесть лет. Она приходит в сад, и у нас поливает. "Давайте я пол помою", "Давайте я посуду помою", - только и слышно от неё.
Мария Иннокентьевна: Ну а уж я ей всё позволяю, фартук повязываю, хвалю и подсказываю… Всё потом пригодится.
- Какие картинки из собственного детства врезались в память и в первую очередь встают перед глазами, когда прикасаетесь к прошлому?
Василий Николаевич: Я жил в Ужуре на улице Октябрьской протяжённостью более трёх километров. У нас было шесть футбольных команд.
Во время войны никто не пахал свои огороды тракторами. И мы, ребятишки, сами себя организовывали на общественные работы, не только футбол был в голове. Что мы делали? Сегодня, к примеру, вскопали дружно огород в одном дворе, на завтра идём в другой, потом – в следующий. Так всё вручную и перекапывали. Настолько дружны, сплочены, спаяны были люди в военное время! А оно было очень трудное даже вдали от фронтов. Не было даже хлеба, а когда у кого-то что-то появлялось, мы всё делили между собой. Трудно в это поверить в наше сытое время, тем более – представить, понять, но те тяжелейшие времена память хранит как что-то дорогое, согревающее тебя до сих пор, светлое. В войну мы все уже работали. Надо было выжить! Мы выжили. Наша улица Октябрьская так и стоит перед глазами в моей памяти.
Мария Иннокентьевна: В моей детской памяти тоже годы войны хранятся до сих пор. По-особому помнится день, когда провожали отца на фронт. Воспоминание не то чтобы яркое, скорее наоборот, пасмурное. Но оно сопровождает меня всю жизнь.
А потом он вернулся с фронта живым! Предварительно не известив ни словом о скором приезде, ночью постучался в окно:
- Откройте. Мужичок с ноготок.
Я услышала и подскочила первой, будто и не спала:
- Мама, папа приехал!
Но когда отец вошёл, я его не узнала. Он был весь израненный, после госпиталя – очень худой. Он протягивал ко мне свои руки, но прошло, наверное, дня три, прежде чем я пошла в эти протянутые ко мне отцовские руки. Воспоминание об этом останется на всю жизнь.
Василий Николаевич: В общем, у нас сложился надёжный Гончаровский клан, в котором все необходимы, интересны, всегда рады друг другу. Потому и счастливы.
8 июля отмечается Всероссийской день семьи, любви и верности. Семья Гончаровых вот уже 55 лет живёт в любви и верности. Василий Николаевич и Мария Иннокентьевна сумели вытрудить себе такое счастье, которое их переживёт. Надо один раз увидеть глаза деда Василия, когда он рассказывает о внучке Даше или когда гордо произносит имя самого младшенького правнука: "В мою честь назвали, Васька…"
Всё будет – слякоть и пороша,
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.
И припомнилось мне, как на самом первом праздновании Дня пожилого человека перед сельскими тружениками в большом торжественном зале Василий Николаевич, председатель районного совета ветеранов, искренне и светло обратился к участникам встречи: "Дорогая моя молодёжь! Золотая моя молодёжь!.."
Ни о каком пожилом возрасте своих земляков этот человек не желал в тот момент помнить и говорить. Для него все сидящие в зале были по-прежнему молодые, любящие и любимые, готовые горы свернуть и тем самым счастливые.
- В 1954 году я пришёл с военной службы во Владивостоке, в военно-морском флоте. Закончил службу, сдав экстерном экзамены на офицера запаса, и приехал в Ужур, где я родился. Была мечта поехать учиться в высшее военное заведение, но когда я пришёл в райком комсомола вставать на учёт, меня сразу же приняли на работу инструктором райкома комсомола. Взяли во внимание, что на своём корабле я был секретарём комсомольской организации.
А моя будущая супруга заведовала отделом по делам пионерии и школьников.
- И не знала, что будет Вашей супругой… Как Вы впервые встретились, увидели друг друга? Помните?
- О, у нас был замечательный дружный коллектив, все знакомы, девчата кругом. А я-то ведь с флота пришёл!.. С кортиком!
- … Фуражка! Брюки клёш! – со смехом продолжает Мария Иннокентьевна. – Когда он первый раз появился у нас, конечно, девчонки всполошились: "Это кто? Это откуда?" Все тогда были ещё незамужние, было из кого выбирать.
Но судьба распорядилась по-своему. Мы часто выезжали с ним вместе по школам, он – инструктор, я – зав. отделом. Судьба. На лошадок садились и ехали, машин тогда не было для этого.
- Вот они-то уж, те лошадки, слышали все ваши разговоры и видели переглядки. А чем особенно привлёк Вас тогда этот человек?
- Молодой, симпатичный, общительный, любит пошутить. Всё происходило на глазах у коллектива, и в конце концов всё чаще мы стали слышать: а давайте мы их поженим?
В одно прекрасное время он приехал меня сватать. На тройке.
- Свадьба была позже, - пояснил Василий Николаевич. – А тут я приехал с матерью, братом, сестрой, мы обо всём договорились. И я сразу её забрал.
- На всякий случай? Чтобы никто другой уже не перехватил?
Гости наши смеются, вспоминая сегодня свою комсомольскую свадьбу.
Мария Иннокентьевна: То время для меня как какой-то неугасаемый в жизни свет. Пятого марта этого года исполнилось 55 лет, как мы вместе.
Василий Николаевич: Можно расходиться (смеётся).
Но, как оказалось, они в своей долгой счастливой семейной жизни даже на какое-то недолгое время старались не расставаться. "С любимыми не расставайтесь…" – приходят мне невольно на память стихи.
Василий Николаевич: У нас уже было двое детей, когда меня направили учиться в Новосибирск. Мы посоветовались и решили, что ехать надо, я работал тогда первым секретарём Ужурского горкома комсомола. Поехал, но не один. Мы отправились в Новосибирск всей семьёй. Мы старались не оставлять своих детей дедушкам-бабушкам, это только если в крайнем случае и ненадолго. Во время учёбы в семье к двум девочкам добавился третий ребёнок, сынок. В октябре ему исполнится 50 лет. А мне в августе – 80. Так что мы справляем дни рождения один за одним.
А вообще наша жизнь прошла в такой благоприятной обстановке, что теперь у нас нет ни одного выходного дня без детей, внуков, правнуков. Больше 20 человек собираются за столом. Я очень благодарен жене, что она при моей руководящей деятельности на службе всегда была нашим главным руководителем в семье.
Секретарь парткома в Учуме, второй секретарь Шарыповского райкома партии, я занимался вопросами сельского хозяйства и работал не по часам, особенно в уборочную пору. И ни разу не услышал от жены упрёка, не увидел недовольного взгляда. Семьёй занималась она. Ну, а глава есть глава.
- И каков окончательный урожай в семействе Гончаровых?
- Я называю это кланом Гончаровых. Две дочери и сын. Семь внуков. Пять правнуков. Самому младшему правнуку год и 2 месяца. А назвали в честь меня – Васькой!
- Часто вы с ними видитесь?
- Каждый день.
Профессии себе Мария Иннокентьевна избирала в зависимости от перемещения по службе своего супруга. В итоге своей самой главной профессией считает бухгалтерское дело. Ему отданы годы работы в Назаровском узле связи. Дочери переняли привязанность матери к точной науке бухгалтера и пошли по её стопам.
Не обошло девчат стороной и семейное счастье. Умело руководила кланом Гончаровых Мария Иннокентьевна. Все навыки, необходимые для благополучия в жизни, прививала дочерям с раннего детства, не дожидаясь прихода сватов.
- А самое главное, я всегда должна была знать, где и с кем они проводят своё время вне дома. И они делились со мной своим самым сокровенным.
Может, отсюда пошло, что все в нашей семье всегда интересуются жизнью друг друга, переживают друг за друга, всегда готовы прийти на помощь.
Считаю, что личный пример родителей – это прежде всего. Крупные разговоры у нас с мужем тоже случались, но мы никогда не позволяли их себе в присутствии детей.
- Где Ваши корни?
Василий Николаевич: Мои корни в Беларуссии. Родители приехали в 25-м году в Ужур к родственникам, остались здесь и закрепились в сибирской земле. Отец работал на железной дороге.
Детей в семье родилось трое, а я – самый меньший.
Мария Иннокентьевна: Я родом из Балахтинского района. Отец трудился простым рабочим, мама была домохозяйкой. Я у них единственная дочка.
- Что бы вы пожелали молодым для создания благополучных семей?
Василий Николаевич: Чтобы были в первую очередь любовь и уважение друг к другу. У каждого складываются свои мысли и представления о жизни. Надо уметь находить ту золотую середину, которая устроит обе стороны. Без доброго отношения друг к другу, к своим детям хорошей семьи не будет.
- Это трудно?
- Надо сказать, жизнь вообще трудна. Но самое главное, считаю, то, что наши дети не были обделены нашим вниманием, а теперь мы не обделены вниманием от них. Это дорогого стоит.
- Чем удивляют самые маленькие?
- Даше шесть лет. Она приходит в сад, и у нас поливает. "Давайте я пол помою", "Давайте я посуду помою", - только и слышно от неё.
Мария Иннокентьевна: Ну а уж я ей всё позволяю, фартук повязываю, хвалю и подсказываю… Всё потом пригодится.
- Какие картинки из собственного детства врезались в память и в первую очередь встают перед глазами, когда прикасаетесь к прошлому?
Василий Николаевич: Я жил в Ужуре на улице Октябрьской протяжённостью более трёх километров. У нас было шесть футбольных команд.
Во время войны никто не пахал свои огороды тракторами. И мы, ребятишки, сами себя организовывали на общественные работы, не только футбол был в голове. Что мы делали? Сегодня, к примеру, вскопали дружно огород в одном дворе, на завтра идём в другой, потом – в следующий. Так всё вручную и перекапывали. Настолько дружны, сплочены, спаяны были люди в военное время! А оно было очень трудное даже вдали от фронтов. Не было даже хлеба, а когда у кого-то что-то появлялось, мы всё делили между собой. Трудно в это поверить в наше сытое время, тем более – представить, понять, но те тяжелейшие времена память хранит как что-то дорогое, согревающее тебя до сих пор, светлое. В войну мы все уже работали. Надо было выжить! Мы выжили. Наша улица Октябрьская так и стоит перед глазами в моей памяти.
Мария Иннокентьевна: В моей детской памяти тоже годы войны хранятся до сих пор. По-особому помнится день, когда провожали отца на фронт. Воспоминание не то чтобы яркое, скорее наоборот, пасмурное. Но оно сопровождает меня всю жизнь.
А потом он вернулся с фронта живым! Предварительно не известив ни словом о скором приезде, ночью постучался в окно:
- Откройте. Мужичок с ноготок.
Я услышала и подскочила первой, будто и не спала:
- Мама, папа приехал!
Но когда отец вошёл, я его не узнала. Он был весь израненный, после госпиталя – очень худой. Он протягивал ко мне свои руки, но прошло, наверное, дня три, прежде чем я пошла в эти протянутые ко мне отцовские руки. Воспоминание об этом останется на всю жизнь.
Василий Николаевич: В общем, у нас сложился надёжный Гончаровский клан, в котором все необходимы, интересны, всегда рады друг другу. Потому и счастливы.
8 июля отмечается Всероссийской день семьи, любви и верности. Семья Гончаровых вот уже 55 лет живёт в любви и верности. Василий Николаевич и Мария Иннокентьевна сумели вытрудить себе такое счастье, которое их переживёт. Надо один раз увидеть глаза деда Василия, когда он рассказывает о внучке Даше или когда гордо произносит имя самого младшенького правнука: "В мою честь назвали, Васька…"
Всё будет – слякоть и пороша,
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.
Нина ГРИШИНА.
Фото Надежды ЗЫРЯЕВОЙ
Фото Надежды ЗЫРЯЕВОЙ
Агентство новостей группы компаний "Пирамида". Тел. (39155) 7-07-27, 8-902-975-2505, e-mail: novosti@sibmf.ru. Все новости за день каждый час на радио "Пирамида" (FM 103,5), Телеверсия выпуска новостей.
0 |
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте nazarovo-online.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат ООО "Медиахолдинг Пирамида",
и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. Приобретение прав на размещение(цитирование):
Просмотры: 2003
Комментарии: 3