Краевые юристы, сотрудники прокуратуры, Роспотребнадзора и ГИБДД обсудили вопросы защиты прав автовладельцев в случае отказа в выдаче полиса ОСАГО. Поводом стали массовые случаи уклонения страховых компаний от оформления договоров.
Договор ОСАГО является публичным договором, поэтому страховые компании не вправе отказывать в оформлении независимо от причин (отсутствие бланков страховых полисов, необходимость дополнительного добровольного страхования, убыточность страхования для страховщика и др.). Незаконным является и навязывание при приобретении гражданином страхового полиса ОСАГО дополнительных услуг по страхованию.
Основной проблемой является отсутствие у потерпевших граждан прямых доказательств отказа в выдаче полиса или навязывания страхования. Получив устный отказ, автовладельцы не фиксируют нарушение. Сторонами круглого стола был предложен механизм по защите прав страхователей.
1. Обращаться в страховые компании за продлением договора ОСАГО не менее, чем за три-четыре недели до истечения срока действия предыдущего договора.
2. По возможности фиксировать факты обращения в страховую компанию и отказа в заключении договора или навязывания услуг (такими доказательствами могут быть заявление о заключении договора страхования, направленное заказной почтой или врученное нарочным, письменный отказ страховой компании, аудио-, видеозапись, показания свидетелей, присутствующих при общении с представителями страховых компаний).
3. При отказе в оформлении полиса ОСАГО подавать жалобу в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Красноярскому краю (адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 70, тел. 265-12-15, 265-12-21), обращение так же может быть направлено через интернет-приемную Банка России (адрес сайта Банка России: www.cbr.ru). Аналогичная жалоба может быть подана и в органы Прокуратуры Красноярского края (660049, пр. Мира, 32, тел. приёмной 265-84-00, тел дежурного прокурора 227-48-78).
4. В случае навязывания к ОСАГО дополнительных страховок (иных возмездных договоров), когда результатом указанных действий является состоявшийся факт приобретения гражданином не нужных ему платных услуг, жалобу также целесообразно подать в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (адрес: 660097, г. Красноярск, ул. Каратанова, д. 21, эл. почта: office@24.rospotrebnadzor.ru, тел. «горячей линии» 8 (391) 226-89-50), его территориальные отделы, информация о которых размещения на сайте Управления. В жалобе должны быть подробно описаны факты нарушения прав гражданина. Для более эффективного реагирования на допущенные правонарушения важным является приложение доказательств неправомерных действий сотрудников страховых компаний.
5. В случае вынужденного приобретения дополнительной страховой услуги, помимо жалобы в органы Роспотребнадзора, предъявлять по установленным правилам подсудности иск в суд об оспаривании соответствующего договора и взыскании убытков.
Напомним, что этим летом Госдума намеревается принять поправки в закон об ОСАГО, после которых вырастет цена полиса, предположительно на 25%. Возможно, тогда проблемы с полисами исчезнут.
0 |