Деятельность коллекторских агентств контролируется со стороны государства, но это не мешает им нарушать закон – звонить посреди ночи, выламывать двери, портить автомобили, караулить у подъезда. Грубость и угрозы часто являются основными способами воздействия на должников. Рассказываем, какие действия коллекторам разрешены, а какие являются поводами для подачи жалобы.
О регулировании деятельности коллекторов
Оформляя займы без отказа в микрофинансовых компаниях, клиенты часто не могут объективно оценить свои финансовые возможности и попадают в ловушку долгов. В 2016 году был принят закон РФ № 230-ФЗ, согласно которому кредитор получил право на внесудебный возврат задолженности, в том числе привлекая для этого третьих лиц. В их роли выступают профессиональные взыскатели, коллекторы. Закон позволил им и кредиторам требовать выплаты долга, пользуясь для этого личными встречами, телефоном, текстовыми и голосовыми сообщениями, почтой. Все эти действия должны совершаться с соблюдением принципов добросовестности и разумности.
Основные правила деятельности коллекторов ограничивают количество:
● очных встреч (не больше одной в неделю),
● звонков (не чаще раза в сутки, или двух раз в неделю),
● отправки текстовых и голосовых сообщений (в рабочее время это разрешается делать с 8.00 до 22.00, а по выходным и праздникам – с 9.00 до 20.00).
При этом не допустимы никакие угрозы, насилие, причинение вреда имуществу, оказание психологического давления или применение методов, которые могут быть опасными для должника.
Правила поведения с коллекторами
- Всегда уточнять, кто звонит. При поступлении угроз сохранять спокойствие и выяснить, кто звонит и от имени какого коллекторского агентства. Если вы созаемщик должника или поручитель по просроченному займу, поддержать беседу придется, так как в ваших интересах решить проблему. Если ваши данные указаны ошибочно или как дополнительный контакт, можно отказаться от разговора.
- Проверить агентство. Заниматься задолженностью могут фирмы, имеющие на то лицензии, но часто это делают мошенники, применяющие незаконные методы воздействия. Если коллекторы прошли проверку и соответствуют требованиям 230-ФЗ, они имеют право заниматься возвратом просроченной задолженности.
- Записывать разговоры. При общении с коллекторами, особенно если они угрожают или оказывают психологическое воздействие, лучше сразу включать диктофон – впоследствии записи можно использовать как доказательство незаконных действий. Все телефонные номера, с которых поступают звонки и сообщения, также стоит сохранять. Вместо ответных угроз переадресуйте коллектора к своему юридическому представителю.
Перегибы со стороны коллекторской фирмы являются поводом для обращения в полицию или прокуратуру, или в СРО, которые регулируют их деятельность. Попытки насильно проникнуть в жилище являются незаконными, поэтому также можно сразу вызывать полицию.
На правах рекламы
1 |