Время исполнения желаний
03.11.2010, 15:53
Цветцых Владимир Фёдорович – директор муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №14 г. Назарово Красноярского края".
Родился и вырос в селе Красная Поляна Назаровского района. В 1984 году закончил среднюю школу и поступил в Красноярский педагогический институт на факультет физического воспитания. За время обучения в институте отслужил в рядах Советской армии в войсках ракетно-стратегического назначения и получил диплом о высшем образовании в 1990 году. Свою трудовую деятельность начал в средней школе Красной Сопки учителем физической культуры. С 2007 года – директор школы № 14 в г. Назарово. Родители – сельские труженики. Мама работала в пекарне, отец – водитель. Вырастили двоих сыновей и дочь. Супруга Владимира Фёдоровича – преподаватель начальных классов. Дочь – студентка третьего курса Новосибирского госуниверситета, будущий социолог.
Думается, в жизни каждого человека перемежаются, сменяя друг друга, полосы белые, чёрные, приглушённые по своему цвету или ярких тонов… А иногда наступает твой день, твой час, приходит то самое твоё время, когда желания и возможности, словно наконец договорившись между собой, совпадают… В жизнь нашего сегодняшнего гостя пришло именно такое время.
- Владимир Фёдорович, Ваши родители довольны своей судьбой?
- Думаю, что да. О себе отец говорил коротко: "В 16 лет посадили на коня и пошёл работать". Образование у родителей семиклассное. Самой заветной мечтой для них была одна – дать высшее образование нам, детям. "У вас для этого есть все возможности, только учитесь, старайтесь, стремитесь и добивайтесь в жизни своего", - твердили они нам при всяком удобном случае. Спасибо им за их науку.
- Так что к родителям Вашим пришла пора сбора урожая, плодов их воспитательного труда?
- Более того, сестра осчастливила их внуком, дед так мечтал о нём, ведь у нас-то с братом дочки. Бабушка с дедушкой по такому случаю переселились в Новосибирск нянчиться с продолжателем рода.
- Можно только порадоваться за всех и очень хочется узнать, как и где пролегал Ваш путь до сегодняшнего дня. Может, в юности мечталось о чём-то ином?
- Было такое. Муж маминой сестры был военным, приезжал в красивой форме, и это прежде всего волновало моё мальчишеское воображение. К тому же он охотно выдвигал свои доводы: "Будешь сыт, одет, обут, обеспечен жильём". Но меня-то больше привлекало иное: форма, звёздочки, оружие, командировки, перемена мест службы… Словом, романтика. Вот за ней и отправился первоначально поступать не куда-нибудь, а в Сибирское военно-политическое училище в Новосибирск. Но не прошёл. При этом самым счастливым человеком стала моя тётушка. Ведь шёл 1984 год. А это Афганистан. Она не желала мне военных подвигов и рассудила по-своему: "Что Бог ни делает, всё – к лучшему". А вот со спортом у меня всё складывалось весьма успешно с раннего детства. Соревнования, сборы, общение с такими же товарищами, с учителями физкультуры, хоть и не особо дальние, но поездки – всё это было уже привычно и романтики тоже не было лишено. Так и стал я студентом Красноярского педагогического института на факультете физической культуры. А в рядах Советской армии послужить два года всё же посчастливилось.
- В самом деле посчастливилось или говорите это с иронией?
- Никакой иронии. Считал и продолжаю считать, что взросление, становление молодого человека безусловно происходит в армейской среде.
Но с нами в тот год, с первокурсниками вузов по всей стране, случай был особый. Был большой недобор призывников, и решили отправить служить таких, как я. Два вагона студентов везли на Дальний Восток. За время пути мы знакомились, находили друг друга, открывая для себя что-то в самих себе, потом учебка многое дала. Попали мы во все возможные рода войск, на доформирование воинских частей. Статус студента чувствовался с самого начала. Многие из нас уже вскоре стали командирами отделений, заместителями командиров. Через полгода командовал отделением и я в ракетно-стратегических войсках. После армии продолжил учёбу и закончил институт с отличием.
- И где начался трудовой путь молодого специалиста? Какой для Вас оказалась эта очень важная в жизни пора, от которой зависит затем многое?
- Красная Сопка приняла – приветливо, гостеприимно. Мы с супругой Наташей поселились в новом доме, только что построенном для молодых специалистов, и приступили к работе в школе. Наташа – учитель начальных классов.
- Для молодой семьи всё сложилось счастливо. Разочарований в обыденности сельской жизни не было?
- Разочарований у меня не было никогда. А в этот период я до конца осознал, что физическая культура – это моё, что дети – это моё.
Я почувствовал, что урок физкультуры предмет вовсе не второстепенный, что учитель физкультуры много значит в воспитании школьника. Может, потому пришло это осознание, что у меня был в своё время очень любивший своё дело и нас, детей, учитель физкультуры. Александр Фёдорович Игошин жил в спорте, как спорт жил в нём. С нами, ребятишками, он возился на уроках, после уроков, по вечерам, в выходные дни. Не о каждом учителе вспомнишь так, оглядываясь на былое. Мне повезло, у меня такой учитель был.
- А как Вы считаете, Ваши дети любили спорт с Владимиром Фёдоровичем?
- Думаю, что любили. Вспоминается один случай. Была весна. Мокрая метель. И надо выходить на физкультуру. Честно говоря, где-то внутри даже самому не хотелось высовываться на улицу. "А давайте пойдём?!" - "А давайте!" И пошли. Урок прошёл замечательно, помнится наверняка всем. Столько веселья было, радости, выплеснувшейся энергии, заряда бодрости, невысказанного громкими словами, но всеми пережитого сознания: мы это сумели! Ведь для спортсмена не существует плохой погоды, не так ли?
- Как много значит для ребёнка в спорте поощрение его достижений?
- Считаю этот момент очень важным. На слово "молодец" никогда не скупился, ребятишки ценят его, помнят и долго носят в себе. Но Почетную грамоту они принесут домой, на ней, допустим, указано, что награда – за III место. И захочется очень, чтобы в другой раз там было место второе или первое… Значит, надо вновь и вновь идти заниматься в спортзал. Семь лет проработал я учителем физкультуры в Красной Сопке. Из них год был директором в этой же школе. А в 1997 году мы переехали в Назарово.
- Год девяносто седьмой… Это были дни, когда учителя выходили на забастовки. Менять в такое время место жительства было весьма проблематично?
- Да, мы с Наташей были учителями. В семье росла дочь. Вот уж когда мои желания и возможности совершенно не совпадали. Как директор я не мог ничем помочь своим педагогам, чтобы облегчить их жизнь. Какие-то немыслимые списки и талоны вместо привычных денег и привычных устоев. Что и как дальше? Наверное, можно было пересидеть на месте и переждать. Но – молодость, нетерпимость. Нежелание терять время непонятно на что оказалось не для меня. И я ушёл из системы образования, чтобы вернуться в неё через семь лет.
- Вы не просто вернулись в образование, а возглавили, можно сказать, элитную школу. Измена Вам не повредила?
- Как видите, не повредила. Самое интересное, что в школе № 14 мне пришлось начинать учителем физкультуры, но это ровно на три месяца. Затем последовала работа в спорткомитете города при администрации, и только после этого получил предложение на должность директора. Но время моих перемещений не считаю потерянным впустую. Это не было ожиданием, это были годы интересной работы с интересными людьми, над конкретными задачами, которые успешно решались.
- С какими чувствами шли в свою школу в новом качестве?
- Мне очень кстати помнился один день, когда я однажды в составе очень солидной комиссии оказался в школе № 14 в качестве представителя спорткомитета. В одном из классов старшеклассники бурно отреагировали на моё появление: "Здравствуйте, Владимир Фёдорович, мы рады Вас видеть!" А ведь я у них в своё время всего и вёл-то физкультуру три месяца. Так что на работу я шёл, можно сказать, в свою школу, к своим детям. Память об этом случае сработала, когда принимал решение.
- И как теперь работается?
- Легко!
- Что можно считать показателем успехов школы развивающего обучения?
- Пожалуйста. Когда наши дети в силу необходимости переходят в школы с профильным обучением, они становятся там лидерами. В новых для них коллективах они не останавливаются где-то в серединке, не плетутся тем более в хвосте – только в лидеры! Это, считаю, и есть главная заслуга развивающего обучения, которое у нас начинается с первого класса.
- Невольно хочется вернуться в то время, когда Вы были директором школы в Красной Сопке… Пришло Ваше время, когда желания совпадают с возможностями, это прекрасно во всех отношениях и отрадно для всех, кто с Вами.
- Совершенно верно. Государство повернулось лицом к образованию и это уже даёт свои ощутимые результаты. Реализация национального проекта – это оснащение современным оборудованием школ, обеспечение транспортом учащихся, решение вопросов питания и здоровья.
Надеемся, что новая система оплаты труда учителя внесёт реальные справедливые коррективы в материальный аспект. Труд педагога должен цениться достойно. Надо помнить, что учитель воспитывает, формирует личность. Вплоть до будущего президента. Нам жить в нашей стране с тем президентом чуть позже. Как будем жить? Это зависит от того, какими воспитаем детей.
- А как в школе со спортом?
- По спартакиаде среди школ в этом году наша начальная вышла на первое место. Старшие школьники – на четвёртом, но это вслед за такими лидерами, как школы № 9, 7, 8.
- В спортивный зал часто заходите?
- Я продолжаю вести уроки физкультуры. Участвую во всех соревнованиях ветеранов. Два дня в неделю по вечерам в нашем спортзале занимаемся с любителями здорового образа жизни, который невозможно представить без физической культуры, без движения, без близких тебе по духу людей, которые рядом.
- Что охотнее всего показываете гостям школы, чем гордитесь?
- Детьми. Их успехами. Что касается материальной стороны, то многое уже в школе сделано благодаря поддержке местной власти, а чего-то ещё надо подождать. Подождём. В конце концов Менделеев-то получился без компьютеров…
Нина ГРИШИНА
Фото Инны МОРДВИНОВОЙ
Родился и вырос в селе Красная Поляна Назаровского района. В 1984 году закончил среднюю школу и поступил в Красноярский педагогический институт на факультет физического воспитания. За время обучения в институте отслужил в рядах Советской армии в войсках ракетно-стратегического назначения и получил диплом о высшем образовании в 1990 году. Свою трудовую деятельность начал в средней школе Красной Сопки учителем физической культуры. С 2007 года – директор школы № 14 в г. Назарово. Родители – сельские труженики. Мама работала в пекарне, отец – водитель. Вырастили двоих сыновей и дочь. Супруга Владимира Фёдоровича – преподаватель начальных классов. Дочь – студентка третьего курса Новосибирского госуниверситета, будущий социолог.
Думается, в жизни каждого человека перемежаются, сменяя друг друга, полосы белые, чёрные, приглушённые по своему цвету или ярких тонов… А иногда наступает твой день, твой час, приходит то самое твоё время, когда желания и возможности, словно наконец договорившись между собой, совпадают… В жизнь нашего сегодняшнего гостя пришло именно такое время.
- Владимир Фёдорович, Ваши родители довольны своей судьбой?
- Думаю, что да. О себе отец говорил коротко: "В 16 лет посадили на коня и пошёл работать". Образование у родителей семиклассное. Самой заветной мечтой для них была одна – дать высшее образование нам, детям. "У вас для этого есть все возможности, только учитесь, старайтесь, стремитесь и добивайтесь в жизни своего", - твердили они нам при всяком удобном случае. Спасибо им за их науку.
- Так что к родителям Вашим пришла пора сбора урожая, плодов их воспитательного труда?
- Более того, сестра осчастливила их внуком, дед так мечтал о нём, ведь у нас-то с братом дочки. Бабушка с дедушкой по такому случаю переселились в Новосибирск нянчиться с продолжателем рода.
- Можно только порадоваться за всех и очень хочется узнать, как и где пролегал Ваш путь до сегодняшнего дня. Может, в юности мечталось о чём-то ином?
- Было такое. Муж маминой сестры был военным, приезжал в красивой форме, и это прежде всего волновало моё мальчишеское воображение. К тому же он охотно выдвигал свои доводы: "Будешь сыт, одет, обут, обеспечен жильём". Но меня-то больше привлекало иное: форма, звёздочки, оружие, командировки, перемена мест службы… Словом, романтика. Вот за ней и отправился первоначально поступать не куда-нибудь, а в Сибирское военно-политическое училище в Новосибирск. Но не прошёл. При этом самым счастливым человеком стала моя тётушка. Ведь шёл 1984 год. А это Афганистан. Она не желала мне военных подвигов и рассудила по-своему: "Что Бог ни делает, всё – к лучшему". А вот со спортом у меня всё складывалось весьма успешно с раннего детства. Соревнования, сборы, общение с такими же товарищами, с учителями физкультуры, хоть и не особо дальние, но поездки – всё это было уже привычно и романтики тоже не было лишено. Так и стал я студентом Красноярского педагогического института на факультете физической культуры. А в рядах Советской армии послужить два года всё же посчастливилось.
- В самом деле посчастливилось или говорите это с иронией?
- Никакой иронии. Считал и продолжаю считать, что взросление, становление молодого человека безусловно происходит в армейской среде.
Но с нами в тот год, с первокурсниками вузов по всей стране, случай был особый. Был большой недобор призывников, и решили отправить служить таких, как я. Два вагона студентов везли на Дальний Восток. За время пути мы знакомились, находили друг друга, открывая для себя что-то в самих себе, потом учебка многое дала. Попали мы во все возможные рода войск, на доформирование воинских частей. Статус студента чувствовался с самого начала. Многие из нас уже вскоре стали командирами отделений, заместителями командиров. Через полгода командовал отделением и я в ракетно-стратегических войсках. После армии продолжил учёбу и закончил институт с отличием.
- И где начался трудовой путь молодого специалиста? Какой для Вас оказалась эта очень важная в жизни пора, от которой зависит затем многое?
- Красная Сопка приняла – приветливо, гостеприимно. Мы с супругой Наташей поселились в новом доме, только что построенном для молодых специалистов, и приступили к работе в школе. Наташа – учитель начальных классов.
- Для молодой семьи всё сложилось счастливо. Разочарований в обыденности сельской жизни не было?
- Разочарований у меня не было никогда. А в этот период я до конца осознал, что физическая культура – это моё, что дети – это моё.
Я почувствовал, что урок физкультуры предмет вовсе не второстепенный, что учитель физкультуры много значит в воспитании школьника. Может, потому пришло это осознание, что у меня был в своё время очень любивший своё дело и нас, детей, учитель физкультуры. Александр Фёдорович Игошин жил в спорте, как спорт жил в нём. С нами, ребятишками, он возился на уроках, после уроков, по вечерам, в выходные дни. Не о каждом учителе вспомнишь так, оглядываясь на былое. Мне повезло, у меня такой учитель был.
- А как Вы считаете, Ваши дети любили спорт с Владимиром Фёдоровичем?
- Думаю, что любили. Вспоминается один случай. Была весна. Мокрая метель. И надо выходить на физкультуру. Честно говоря, где-то внутри даже самому не хотелось высовываться на улицу. "А давайте пойдём?!" - "А давайте!" И пошли. Урок прошёл замечательно, помнится наверняка всем. Столько веселья было, радости, выплеснувшейся энергии, заряда бодрости, невысказанного громкими словами, но всеми пережитого сознания: мы это сумели! Ведь для спортсмена не существует плохой погоды, не так ли?
- Как много значит для ребёнка в спорте поощрение его достижений?
- Считаю этот момент очень важным. На слово "молодец" никогда не скупился, ребятишки ценят его, помнят и долго носят в себе. Но Почетную грамоту они принесут домой, на ней, допустим, указано, что награда – за III место. И захочется очень, чтобы в другой раз там было место второе или первое… Значит, надо вновь и вновь идти заниматься в спортзал. Семь лет проработал я учителем физкультуры в Красной Сопке. Из них год был директором в этой же школе. А в 1997 году мы переехали в Назарово.
- Год девяносто седьмой… Это были дни, когда учителя выходили на забастовки. Менять в такое время место жительства было весьма проблематично?
- Да, мы с Наташей были учителями. В семье росла дочь. Вот уж когда мои желания и возможности совершенно не совпадали. Как директор я не мог ничем помочь своим педагогам, чтобы облегчить их жизнь. Какие-то немыслимые списки и талоны вместо привычных денег и привычных устоев. Что и как дальше? Наверное, можно было пересидеть на месте и переждать. Но – молодость, нетерпимость. Нежелание терять время непонятно на что оказалось не для меня. И я ушёл из системы образования, чтобы вернуться в неё через семь лет.
- Вы не просто вернулись в образование, а возглавили, можно сказать, элитную школу. Измена Вам не повредила?
- Как видите, не повредила. Самое интересное, что в школе № 14 мне пришлось начинать учителем физкультуры, но это ровно на три месяца. Затем последовала работа в спорткомитете города при администрации, и только после этого получил предложение на должность директора. Но время моих перемещений не считаю потерянным впустую. Это не было ожиданием, это были годы интересной работы с интересными людьми, над конкретными задачами, которые успешно решались.
- С какими чувствами шли в свою школу в новом качестве?
- Мне очень кстати помнился один день, когда я однажды в составе очень солидной комиссии оказался в школе № 14 в качестве представителя спорткомитета. В одном из классов старшеклассники бурно отреагировали на моё появление: "Здравствуйте, Владимир Фёдорович, мы рады Вас видеть!" А ведь я у них в своё время всего и вёл-то физкультуру три месяца. Так что на работу я шёл, можно сказать, в свою школу, к своим детям. Память об этом случае сработала, когда принимал решение.
- И как теперь работается?
- Легко!
- Что можно считать показателем успехов школы развивающего обучения?
- Пожалуйста. Когда наши дети в силу необходимости переходят в школы с профильным обучением, они становятся там лидерами. В новых для них коллективах они не останавливаются где-то в серединке, не плетутся тем более в хвосте – только в лидеры! Это, считаю, и есть главная заслуга развивающего обучения, которое у нас начинается с первого класса.
- Невольно хочется вернуться в то время, когда Вы были директором школы в Красной Сопке… Пришло Ваше время, когда желания совпадают с возможностями, это прекрасно во всех отношениях и отрадно для всех, кто с Вами.
- Совершенно верно. Государство повернулось лицом к образованию и это уже даёт свои ощутимые результаты. Реализация национального проекта – это оснащение современным оборудованием школ, обеспечение транспортом учащихся, решение вопросов питания и здоровья.
Надеемся, что новая система оплаты труда учителя внесёт реальные справедливые коррективы в материальный аспект. Труд педагога должен цениться достойно. Надо помнить, что учитель воспитывает, формирует личность. Вплоть до будущего президента. Нам жить в нашей стране с тем президентом чуть позже. Как будем жить? Это зависит от того, какими воспитаем детей.
- А как в школе со спортом?
- По спартакиаде среди школ в этом году наша начальная вышла на первое место. Старшие школьники – на четвёртом, но это вслед за такими лидерами, как школы № 9, 7, 8.
- В спортивный зал часто заходите?
- Я продолжаю вести уроки физкультуры. Участвую во всех соревнованиях ветеранов. Два дня в неделю по вечерам в нашем спортзале занимаемся с любителями здорового образа жизни, который невозможно представить без физической культуры, без движения, без близких тебе по духу людей, которые рядом.
- Что охотнее всего показываете гостям школы, чем гордитесь?
- Детьми. Их успехами. Что касается материальной стороны, то многое уже в школе сделано благодаря поддержке местной власти, а чего-то ещё надо подождать. Подождём. В конце концов Менделеев-то получился без компьютеров…
Нина ГРИШИНА
Фото Инны МОРДВИНОВОЙ
Агентство новостей группы компаний "Пирамида". Тел. (39155) 7-07-27, 8-902-975-2505, e-mail: novosti@sibmf.ru. Все новости за день каждый час на радио "Пирамида" (FM 103,5), Телеверсия выпуска новостей.
0 |
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте nazarovo-online.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат ООО "Медиахолдинг Пирамида",
и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. Приобретение прав на размещение(цитирование):
Просмотры: 2932
Комментарии: 0